На побережье Белого моря, часто встречаются небольшие избы, смотрящие «глазами» на море. Такие избы строились на промысловых участках — тонях.
Рыбный промысел много веков остаётся важнейшим на Белом море. До сих пор побережье Белого моря поделено на промысловые участки — тони. В зоне «критического земледелия» тони заменяли жителям полуострова земельные наделы.
Тоня
Тоня — это участок моря с побережьем, приспособленный для добычи рыбы.
Для этого на тонях строили:
избы
амбары для провизии
ледники для хранения рыбы
вешала для сушки сетей
Макет выполнен Евгением Мазиловым и хранится в Музее «Дом на восьми ветрах» д. Лопшеньга)
Тоньские участки были сформированы по меньшей мере шесть столетий назад — самые ранние архивные документы относятся к первой четверти XV века.
Лопшеньгская тоня «Тотманга» впервые упоминается в купчей 1505 года.
Фото Наталья Рождественская 1937 г.
Названия тоней Белого моря:
Тони Василистова, Люленьга, Плошиха, Галдарея, Тотманга, Гнидино, Чернявшина образованы от названий ручьёв, речек или озёр поблизости. Ухт-Наволок, Воронья, Вей-Наволок, Глубокий Наволок назвали по ближайшим мысам или наволокам.
Рядом с тонями Варница и Сальное вели соляной или зверобойный промысел.
Некоторые тони, на которых ещё в начале XX века, находились приметные поклонные кресты имеют название «Крестовая». Часто добавляется название уточняющее название деревни — «Яреньска Крестовая» или «Лопшеньска Крестовая».
Часть тоней получили свои названия от имён своих первых владельцев. Тоня «Волчья», принадлежавшая в начале XX века жителям Летней Золотицы, в 1618 году под названием «Волковская» была закреплена за жителем Лямцы Анцифором Волковым.
В названиях некоторых тоньских участков Летнего берега отражена их монастырская история. К деревне Лопшеньге относятся тоня «Никольская», которой Николо-Корельский монастырь владел в конце XVI — начале XX века.
Издавна существуют тони с названием «Спорница». Эти промысловые участки, чаще всего пограничные, некогда являлись спорными между жителями соседних деревень, либо между местными жителями и монастырями, либо между монастырями. Впервые тоня с названием лопшеньгская «Спорница» упоминается в документе 1505 года.
Тоня Кярженица
Тоня Кярженица — древнее становище поморов. Впервые тоня упоминается в «Описи о приёме дани и оброков с Каргопольского и Турчасовского уездов», составленной 1 марта 1559 года. К тоньской избе, выстроенной из бруса сгоревшей в Летнем Наволоке часовни, не всегда можно попасть пешком. Во время узкий каменистый перешеек затапливается.
С началом затопления куйвоты, как здесь называют обсыхающее дно, небольшие волны, огибая островок, при встрече могут складываться в квадраты и прямоугольники. Такое явление называют интерференцией волн или по-местному сулой).
Кярженица — тоня, где дольше всего пользовались тягловыми неводами. Здесь даже сохранился помост от невода, называемый «юркой». Тягловые невода использовались для добычи сёмги до начала ХХ века. Им на смену пришли более совершенные орудия лова — тайники.
О тягловых неводах Василий Рождественский в 1963 году писал: «Для такого невода нужен был возвышающийся над морем деревянный помост, называемый „юркой“. На юрке ожидали подхода сёмги и вытягивали сеть воротом».
Карбас
Долгое время считалось, что первое упоминание названия традиционной поморской лодки карбаса относится к 1591 году и актам Соловецкого монастыря. Но в Кирилло-Белозерском монастыре сохранилась более ранняя запись. В этом документе от 1568 года перечислено имущество золотичанина Василия Потаповича Костылева, переданное «за 5 рублёв вкладу» в монастырь: «пожни в Лопалахте, сети морские неводные с тятивами и с матицей, да и карбас неводный».
Карбас. Фото Евгений Мазилов
Мужское рукоделие
Лов сёмги начинается в мае и заканчивается в конце октября. В конце лета подходит самая жирная, «нагуляная» рыба. Всё это время рыбаки «сидели на тонях». Поэтому неудивительно, что именно с этим временем связано множество документов, рассказов, традиций. Некоторые предметы, сделанные рыбаками во время сидения на тонях, можно встретить в музеях. Речь идёт о полезных в быту предметах — ящичках для мелкого инструмента, резных деталях. Также обычно с промысла рыбаки привозили в подарок жене или дочери узорную прялку или рубель. Детям поморы вырезали игрушки — панок, конников, посуду, кораблики, как настоящие с мачтами и парусами.
Копии панок на фото сделаны мастером Романом Букреевым и хранятся в музее «Дом на восьми ветрах» в Лопшеньге
Панки
В музеях можно встретить женские фигурки из дерева, называемые панками. У них нет ног, а черты лица условно-схематичны. Интересно, что почти все они сделаны на Онежском полуострове. Поморы изготавливали панок чаще всего во время весенней добычи морского зверя, когда жили на тонях и становищах. «У нас народ промышленный, отправляется теперь в море бить зверя, и любимое занятие там от скуки — вырезка панок и коней», — написано в этнографическом очерке «Лудский посад Архангельской губернии» 1912 года. Игрушки вырезались мастерами из цельного куска дерева — берёзы, сосны, ольхи или осины. Топором зарубались основные контуры, а затем ножом придавались более чёткие формы. После этого игрушки украшали резьбой или выжигали узор раскалённой проволокой, шляпками гвоздей, шомполом от ружья. Высота панок могла достигать полуметра.